Арт-блог

О взаимосвязи телесного и духовного

Из работы Павла Евгеньевич Цыпина “Внешность человека, как один из ключей к определению его социотипа”:

“Карл Густав Юнг на выступлениях перед коллегами в 20-е годы прошлого столетия указывал на взаимосвязь телесного и духовного, на зависимость между темпераментом и внешностью, и, в общем, на то, что по appearance человека можно судить о внутреннем мире личности. «Отрыв тела от души – это искусственная операция, дискриминация, которая, несомненно, в большей степени основывается на своеобразии познающего разума, чем на сути вещей. В действительности же взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям можем судить о соответствующих телесных формах».

Кстати, интересную попытку сопоставления «психического темперамента» и телосложения предпринял в конце XIX века Эрнст Кречмер. В частности, он утверждал, что лептосомному типу телосложения соответствуют шизоидные склонности, атлетическому также шизоидные, а пикническому – циклоидные. Однако, нетрудно видеть, что психофизиологический темперамент крайне слабо соотносится с типом телосложения. Встречаются, скажем, меланхолики и худые, и полные, и атлетические – как и представители всех остальных темпераментов: холерического, флегматического и сангвинического. Это – факт, в справедливости которого может убедиться каждый на примере множества известных ему людей.

Проблема соотнесения души и тела человека стала ключевой в концепции новой отрасли психологии – соционики. Её основатель Аушра Аугустинавичюте, определяя обычными психологическими методами социотип человека, нередко имела возможность изучить его фотографию. Со временем накопился целый банк данных, содержащий значительное количество снимков людей всех 16 социотипов. Стало очевидно, что во внешности людей одного социотипа есть вполне четкие сходства.

Развитие этой идеи имеет место в работах Е. Филатовой. Она пыталась путем сопоставления фотоизображений «двойников» выявить признаки типирования по внешности. Эта задача не решена и по сей день, и именно ей посвящена данная работа. Одним из направлений, в котором может идти её решение, является рассмотрение и систематизация мимических морщин, «взглядов», поз и других физиологических элементов, проявляемых человеком бессознательно (полностью или частично). Автору посчастливилось, посещая занятия Татьяны Меньшовой, познакомиться с её методологией типирования, достижения которой будут использованы в данной работе.

Ар-нуво

Ар-нуво как стилю сложно дать лаконичное описание, но описать его нетрудно. Волнистые, длинные, текучие линии и окружности; восторженное освоение природных форм, изображение разнообразных растений и животных, как экзотических, так и привычных, в целях декоративности и стилизации. Одержимость женскими формами и новая свобода в их интерпретации.

Ар-нуво – это элегантность, энергичность. Вдохновение художники этого времени черпали под солнцем в мире природы. Очарование и элегантность стилю придавали извечные, неизменные, повторяющиеся растительные и цветочные мотивы, повсеместные бабочки и павлины.

Цвета ар-нуво преимущественно природные, немного приглушённые. Как-бы неспешные. Но формы подвижные – энергичное перетекание, изменение. Эта энергия… энергия, прежде всего, сексуальная – яркая, сексуальная, открытая находит отражение в возбуждающем красно-оранжевом. Ар-нуво соблазняет нас своей чувственностью. Чувственный, энергичный накал отражается добавляющихся контрастах белого и чёрного.

Основные цвета: красно-оранжевый, горчичный, травянисто-зелёный, коричневый, тёплый синий. Гамма тёплая.

Появляющийся в плакатах чёрный намекает о приближении зловещих событий. Ар-нуво – это период “накануне”, когда сексуальная чувственность, кабаре, природная созерцательность, эстетика и элегантность, загадочность и мистицизм будто отвлекает нас, но в тоже время намекает нам бурлящей энергией, легкой тревожностью о надвигающихся страшных событиях, грядущих переменах (войнах, революциях).

Леонардо да Винчи

(заметки)

В 1466 г., в возрасте 14 лет Леонардо со своей семьей переехал во Флоренцию, где оказался в мастерской Веррокьо. Именно в этой мастерской, на то-то момент лучшей во Флоренции, Леонардо до Винчи получил возможность изучать все виды изобразительного искусства, архитектуру, теорию перспективы и познакомиться отчасти с естественными и гуманитарными науками. На его становление как живописца, по-видимому, оказал влияние не только сам Вероккьо, но также Боттичелли и Перуджино, учившийся там в эти годы. Нередкими гостями в мастерской были и такие известные мастера, как Гирландайо.

Божественное у итальянских гуманистов стояло в центре мироздания.

Первое место в области искусств Леонардо отводил живописи. В механике он видел главный ключ к тайнам мироздания.

Портрет супруги флорентийского купца Франческо дель Джокондо сочетает в себе поразительную конкретность реальности с такой духовной многозначностью и обобщённостью всечеловеческого, что перерастает рамки жанра, перестаёт быть портретом в собственном смысле этого слова.

Природа цвета

(заметки)

Иттен: Оптические, эмоциональные и духовные проявления цвета в искусстве.

Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны.

Как чистые основные цвета, так и все их смеси обладают ясно выраженным характером. Так, например, зелёный цвет может быть смешан с желтым, оранжевым, красным, фиолетовым, синим, белым и чёрным цветом, причём в каждом случае он приобретает специфический, единственный в своём роде характер. Каждое изменение цвета в результате одновременных влияний также создаёт новый, особый его характер.

Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.

Каждый цвет спектра характеризуется своей длинной волны, то есть он может быть совершенно точно задан диной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом он распознаёт эти волны до настоящего времени ещё полностью неизвестно. Мы только знаем, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности.

Импрессионисты

Йоханнес Иттен пишет: “Благодаря глубокому изучению природы импрессионисты пришли к совершенно новой системе передачи цвета. Изучение солнечного света, изменяющего естественные цвета предметов, а также света в атмосфере природного окружения обогатило художников-импрессионистов новыми научными знаниями”.

Сезанн применил разработанный пуантилистами метод разделения для цветовой модуляции всей поверхности картин. Под модуляцией цвета он понимал его переходы от холодного к тёплому, от светлого к темному или от тусклого (глухого) к светящемуся. Тициан и Рембрандт прибегали к цветовым модуляциям лишь при изображении лиц и человеческих фигур. Сезанн же прорабатывал всю картину в её формальном, ритмическом и хроматическом единстве. В его натюрморте “Яблоки и апельсины” это новое единство предельно очевидно. Сезанн стремился воссоздать природу на более высоком уровне. Для этого он прежде всего использовал эффекты воздействия контрастов холодных и тёплых цветов, дающих ощущение лёгкой воздушности. Сезанн, а за ним Боннар писали картины, полностью построенные на контрастах холодного и тёплого.

Такие художники, как Э. Мане, К. Моне, Дега, Писсаро, Ренуар и Сислей, называемые обычно импрессионистами, изучали собственно цвет предметов в его зависимости от солнечного света. Так что в конце концов, эти живописцы все в большей мере стали отходить от локальных цветов и обращать своё внимание на цветовые колебания, вызванные изменением света в различные Часы суток.

Эпоха Возрождения

(заметки)

Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры – философии, науке и искусстве. Она заложила основы европейской культуры Нового времени. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, передачей анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникло земное содержание.

Веяние времени

Мой блог – это ощущение современного времени, его тенденций, размышление о времени ушедшем и попытка понять задачи современности – то, в чем заключается развитие, как для общества в целом, так и для меня лично.

Вчера особо остро осознала, что новое время, в котором мы живет, требует новых качеств – тонкого понимания сути и смыслов, умение отличать иллюзию от вымысла, умение видеть и понимать истинные ценности. Отсутствие этого качества приводит к тому, что ты теряешь дорогу, обманываешься внешним впечатлением, веришь поверхностным утверждениям.

Мода, тренды – мое понимание их неоднозначно. С одной стороны, мода соблазняет, заставляет тратить деньги на модные вещи, с другой выражает определенные качества людей, отражает скрытые смыслы и процессы, происходящее в обществе. И в этом ключ. Образы – это то, посредством чего автор общается с нами, выражает свои чувства и ощущения.

Невероятно познавательно и интересно учится “читать” эти послания, с помощью которых мы так или иначе лучше понимаем мир и себя.

В современном мире мы сталкиваемся с рядом вызовов, проблем, которые требуют нашего внимания:

  • Ядерная угроза
  • Экологическая катастрофа
  • Изменение гендерных ролей (вопросы мужчины и женщины)
  • Роботизация (Компьютер и человек? Я робот или я человек? А что такое человек?)
  • Изменение образа жизни и нарушение устоявшихся жизненных циклов в связи с технологическими изобретениями (вопросы времени, разрыв с природой, влияние компьютеризации на образ жизни)
  • Влияние гаджетов и компьютеров на внутренний мир человека и вторжение во внутренний мир человека (психология, биоинженерия, социальные сети)

Какое отражение они находят в образах?

Александр Маккуин – о ядерной войне и экологической катастрофе

Гуччи (коллекция 2019 г.) – о “роботизации” и гендерных ролях

Жан Поль Готье – о сексуальности в новую эпоху