Арт-блог

Эпоха Возрождения

(заметки)

Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры – философии, науке и искусстве. Она заложила основы европейской культуры Нового времени. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, передачей анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникло земное содержание.

Веяние времени

Мой блог – это ощущение современного времени, его тенденций, размышление о времени ушедшем и попытка понять задачи современности – то, в чем заключается развитие, как для общества в целом, так и для меня лично.

Вчера особо остро осознала, что новое время, в котором мы живет, требует новых качеств – тонкого понимания сути и смыслов, умение отличать иллюзию от вымысла, умение видеть и понимать истинные ценности. Отсутствие этого качества приводит к тому, что ты теряешь дорогу, обманываешься внешним впечатлением, веришь поверхностным утверждениям.

Мода, тренды – мое понимание их неоднозначно. С одной стороны, мода соблазняет, заставляет тратить деньги на модные вещи, с другой выражает определенные качества людей, отражает скрытые смыслы и процессы, происходящее в обществе. И в этом ключ. Образы – это то, посредством чего автор общается с нами, выражает свои чувства и ощущения.

Невероятно познавательно и интересно учится “читать” эти послания, с помощью которых мы так или иначе лучше понимаем мир и себя.

В современном мире мы сталкиваемся с рядом вызовов, проблем, которые требуют нашего внимания:

  • Ядерная угроза
  • Экологическая катастрофа
  • Изменение гендерных ролей (вопросы мужчины и женщины)
  • Роботизация (Компьютер и человек? Я робот или я человек? А что такое человек?)
  • Изменение образа жизни и нарушение устоявшихся жизненных циклов в связи с технологическими изобретениями (вопросы времени, разрыв с природой, влияние компьютеризации на образ жизни)
  • Влияние гаджетов и компьютеров на внутренний мир человека и вторжение во внутренний мир человека (психология, биоинженерия, социальные сети)

Какое отражение они находят в образах?

Александр Маккуин – о ядерной войне и экологической катастрофе

Гуччи (коллекция 2019 г.) – о “роботизации” и гендерных ролях

Жан Поль Готье – о сексуальности в новую эпоху

 

Поль Сезанн

Глубокое постижение и понимание цвета не возможно без изучения работ великих художников.

Дух и темперамент художника безусловно выражается не только в цветах и колорите. Здесь важен мазок, контрасты, размер цветовых пятен и прочие нюансы. И тем не менее, я рискну начать свой познавательный процесс.

Картина Поля Сезанна Купание (1890-1894 гг.)

Я ощущаю мощную вибрацию, хаотичное движение… Все вибрирует, дыхание прерывается… Как-будто ощущаешь теплоту солнечного света, как играют лучи на твоём теле…

Частые, тонкие, длинные вертикальные мазки. Игра прохладных зелёных, изумрудных, синеватых, голубоватых и тепловатого бежево-розового, почти полупрозрачного.

Все вибрирует, вибрируют и очертания фигур. Мелькание, постоянное изменение… Взволнованность чувств, все тело как-будто колышется. Энергия дня бьют ключом. Однако вместе с этим читается и угасание в контурах фигур, в прохладном темно-синем и темно изумрудно-зеленом оттенке… Ощущаю некую грусть проходящего, легкую тоску… Эти фигуры запечатлены в единстве с окружающим из пространством. Как увядает природа, увядают и эти фигуры людей… Биение, пульс живого пространства, дня и одновременно угасание…

В вертикальном, длинном, резком отрывистом мазке Сезанна (то хаотичном, то наносимом по диагонали); той игре контрастов, которую он создаёт из тепловатых и прохладных сероватых, серо-зеленоватых, синевато-сероватых оттенков; прозрачности и непрозрачности тонов; контурности форм; передаётся динамика, страстность, волнительность, но и определенная тоска, погружённость в себя и замкнутость его натуры. Эти мазки, колорит, понимание из взаимосвязи с формой, приводят все пространство картины в движение и создают новую пластическую систему в искусстве. Сезан определенно был философом, мыслителем, стараясь познать и передать извечные законы бытия, процессы трансформации этого мира.

Вот некоторые из его цитат, благодаря которым можно получить представление о том, что до нас пытался донести художник:

“Цвета рождают форму предмета”

“Не существует ни линии, ни формы, есть только контрасты. Эти контрасты порождаются не чёрным и белым, а цветовым ощущением. Форма создаётся точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создаётся сама собой”.

“Цвет – это та точка, где наш мозг соприкасается со Вселенной”.

“Одобрение других – это возбуждающее средство, иногда его следует остерегаться. Сознание своей силы делает скромным”.

“Нужно вернуться к классике через природу, иначе говоря, через ощущения, все сводится к умению ощущать и вчитываться в природу”.

О восприятии цвета и цветовой гармонии

Искусство цвета Йоханес Иттен: 

“Современный интерес к цвету почти целиком носит визуально-материальный характер и игнорирует визуально-материальный характер и игнорирует смысловые и духовные переживания. Это поверхностная, внешняя игра с метафизическими силами. Цвет, излучаемые им сила, энергия, действует на нас сила положительно или отрицательно независимо от того, сознаем мы это или нет. Старые мастера, создавшие витражи, использовали цвет для создания неземной, мистической атмосферы и медитаций молящихся, переносящих их в мир духовной реальности. Цвет, действительно, должен переживаться не только зрительно, но психологически и символически”.

Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической.

Психофизиологическая реальность цвета и есть именно то, что я называю цветовым воздействием. Цвет как таковой и цветовое воздействие совпадают только в случае гармонических полутонов. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает изменённое, новое качество. Приведём здесь несколько примеров. Известно, что белый квадрат на чёрном фоне будет казаться более крупным, чем чёрный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как чёрный ведёт к сокращению размеров занимаемых им плоскостей. Светло-серый квадрат кажется тёмным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на чёрном воспринимается светлым.

иттен

На рисунке 58 жёлтый квадрат дан на белом и на чёрном фоне. На белом фоне он кажется темнее, производя впечатление лёгкого нежного тепла. На чёрном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.

На рисунке 59 красный квадрат изображён на белом и на чёрном фоне. На белом красный цвет кажется очень тёмным и его яркость едва заметна. Но на чёрном тот же красный излучает яркое тепло. Если синий квадрат изобразить на белом и чёрном фоне, то на белом он будет выглядеть тёмным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с жёлтым квадратом. На чёрном же фоне синий цвет посветлеет и приобретёт яркий, глубокий и светящийся тон.

Если серый квадрат изобразить на ледяном синем и на красно-оранжевом фоне, то на ледяном синем он станет красноватым, в то время как в окружении красно-оранжевого – синеватым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно.

Цветовая гармония

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветными предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии “гармоничными”, обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей. Гармония – это равновесие, симметрия сил. Изучение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его “обратку” – зелёный. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают комплиментарные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом. Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем серый квадрат меньшего размера, но той же яркости. На жёлтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом – голубова- то-серым, на красном – зеленовато-серым, на зелёном – красновато-серым, на синем – оранжево-серым и на фиолетовом – желтовато-серым (рис. 31-36). Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Чистые цвета также имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет. Это явление называется симультанным контрастом.

иттен2

Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах.

Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из чёрного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета – жёлтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:

красный – зелёный = красный – (жёлтый и синий);
синий – оранжевый = синий – (жёлтый и красный);
жёлтый – фиолетовый = жёлтый – (красный и синий).
Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит жёлтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.

Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причём их цветовая композиция, с точки зрения выше изложенного, не является гармоничной. Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчёркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сера говорит, что искусство – это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства. Легко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и яркости.

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными.

Жёлтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: “Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, т.е. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так:
Гармония = Порядок.

Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, – и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники – гармонию цветов равнозначной цветовой тональности”.

Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против жёлтого, и их пигментарная смесь даёт зелёный. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения: жёлтый : красный : синий =3:6:8.

иттен круг

Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трёх цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Цвета Pantone 2018 года

Pantone Color Institute – это исследовательский центр компании Pantone, занимающийся экспериментальной работой с цветом и его влиянием на различные отрасли (моду, полиграфию, дизайн интерьера, рекламу, кино и пр.). Организация определяет главный цвет с 2000 года.

По словам Лори Прессман, вице-президента Института цвета Pantone: «Цвет года Pantone стал означать гораздо больше, чем просто то, что происходит в мире дизайна; это действительно отражение (цветовой отпечаток) того, что необходимо в нашем мире сегодня».  

2018

ультрафиолет   ультрафиолет1

Мнение экспертов Pantone: Резкий, провокационный и продуманный фиолетовый оттенок 18-3838 Ultra Violet связывает оригинальность, изобретательность и дальновидное мышление, устремленное в будущее. Сложный оттенок фиолетового заставляет задуматься о тайнах космоса, о будущих открытиях человечества. Бескрайнее ночное небо символизирует безграничность возможностей и вдохновляет на поиски новых миров.

Prince

Фиолетовый цвет – символ контркультуры, нетрадиционности и творческой одаренности. Он присутствует в творчестве Принца, Дэвида Боуи и Джими Хендрикса. Именно эти исполнители привнесли оттенки ультрафиолета в авангард западной поп-культуры как символы личного самовыражения и индивидуальности. Ультрафиолет – символ мистических или духовных качеств, способствующих росту осознанности. Исторически он ассоциировался с людьми духовного сана и мистиками. В отношении нашей сегодняшней реальности он является как бы неявным символом того, что нужно задуматься о вечном и о состоянии нашей экосистемы.

Леатрис Айземан, исполнительный директор Института цвета Pantone:  «Мы живем в эпоху, которая требует изобретательности и развитого воображения. В цвете Ультрафиолет PANTONE 1803838 вы почерпнете вдохновение для творчества: этот оттенок синего пурпура утолит ваши печали и выведет ваш потенциал на новый уровень. Это настоящий цвет будущего, которое вот-вот наступит, это мостик от новых технологий к полетам в другую галактику. Он символизирует творческое самовыражение и духовную составляющую, освещающую наш путь в грядущее».

Цвета осени/зимы 2018

fall winter 2018

Палитра классических (базовых) цветов

fall winter 2018 classic palette

Цвета весны 2018

Pantone-Fashion-Color-Trend-Report-New-York-Spring-2018-Swatch-UltraViolet

 

PANTONE 18-3838 Ultra Violet: Этот оттенок передает оригинальность и изобретательность. Волшебный ультра-фиолетовый – это своеобразный и сложный оттенок, который очаровывает и интригует.

Pantone-Fashion-Color-Trend-Report-New-York-Spring-2018-Swatch-Spring-Crocus

PANTONE 17-3020 Spring Crocus (Весенний крокус):  умный, броский и дерзкий, он покоряет вас свои очарованием. Он ассоциируется с эклектикой 80-х, стилем диско, образами в стиле спорт-шик и color blocking.
Pantone-Fashion-Color-Trend-Report-New-York-Spring-2018-Swatch-Pink-Lavender
PANTONE 14-3207 Pink Lavender (Розовая лаванда): Цвет розовой лаванды мягкий и романтичный. Цвет фиолетовой розы буквально обволакивает своим чувством покоя.
Pantone-Fashion-Color-Trend-Report-New-York-Spring-2018-Swatch-Meadowlark
PANTONE 13-0646 Meadowlark (Жаворонок):

Смелый и живой оттенок Meadowlark, уверенный и открытый ярко-желтый оттенок, он буквально светиться радостью и освещает мир вокруг нас.
Pantone-Fashion-Color-Trend-Report-New-York-Spring-2018-Swatch-LIttle-Boy-Blue

PANTONE 16-4132 Little Boy Blue (Мальчиковый голубой):
Подобно чистому голубому небу этот цвет экспансивный и постоянный. Этот лазурно-голубой вселяет нам надежду нового дня.

 

Pantone-Fashion-Color-Trend-Report-New-York-Spring-2018-Swatch-Lime-Punch

PANTONE 13-0550 Lime Punch (Лайм-пунш):
Резкий и острый, Lime Punch словно неожиданный звук струны, такой же яркий и пронзительный.

 

Pantone-Fashion-Color-Trend-Report-New-York-Spring-2018-Swatch-Emperador

PANTONE 18-1028 Emperador:
Богатый шоколадный оттенок вселяет силу и добавляет основательности.

 

 

Pantone-Fashion-Color-Trend-Report-New-York-Spring-2018-Swatch-Chile-Oil

PANTONE 18-1440 Chili Oil (масло чили):
Цвет Chili Oil соединяет в себе красноватый цвет земли и ароматный оттенок перца чили.

 

 

Pantone-Fashion-Color-Trend-Report-New-York-Spring-2018-Swatch-Cherry-Tomato

PANTONE 17-1563 Cherry Tomato (Томат черри):
Импульсивный оттенок томата черри – темпераментный оранжево-красный, который излучает тепло и энергию. Требующий внимания, этот смелый цвет, просто не может быть проигнорирован. Он светиться той жизненностью, которая буквально пробивается изнутри.

 

Pantone-Fashion-Color-Trend-Report-New-York-Spring-2018-Swatch-Blooming-Dahlia

PANTONE 15-1520 Blooming Dahlia (Цветущий георгин):
Своим намеком на легкий аромат, как-будто исходящий от цвета Blooming Dahlia тонко манит нам своей сдержанной привлекательностью.
Pantone-Fashion-Color-Trend-Report-New-York-Spring-2018-Swatch-Arcadia

PANTONE 16-5533 Arcadia:
Оттенок Arcadia зеленоватый с синим подтоном. Он одновременно современный и немного ретро, прохладный и чистый.
Pantone-Fashion-Color-Trend-Report-New-York-Spring-2018-Swatch-Almost-Mauve

PANTONE 12-2103 Almost Mauve (Почти лиловый):
Как прикосновение лепестка, деликатный и эфемерный, он будет в нас легкое чувство ностальгии.

Палитра классических (базовых) цветов

spring 2018-4

 

 

Шамбери

Шамбери – небольшой городок в регионе Рона-Альпы, недалеко от Лиона.

Цветовая гамма: преимущественно светлая (светло-серые, светло-голубые, светло-розовые) с изящными контрастными элементами.

В сравнении с Женевой окна более узкие, вытянутые с большим расстоянием между ними. Такие ритмы в сочетании со светлыми оттенками дают ощущение воздуха, движения. Тонкие, изящные линии просматриваются в оформлении окон, крыш, узорах и рельефах. В отличии от острых элементов в женевской архитектуре, напоминающих пики, заострённые элементы на крышах домов и церквей Шамбери, говорят скорее об утонченности нежели о швейцарской остроте и точности. Вытянутая прямоугольная форма просматривается в окнах, колонах, орнаментах. Она изящна и более неустойчива. Ощущение подвижности, неустойчивости также усиливается бордюрными балконными колоннами в основании окон.

Изучая элементы и особенности местной архитектуры и колористики можно увидеть следующие качества и особенности местных жителей: легкость; перфекционизм в изящности и утонченности; красота и чувственная сфера важнее практичности; творческая энергия и чувства доминирует над энергией материальной. Здесь явно больше энергии инь – она более легкая, подвижная, творческая, чувственная, игривая, тонкая, что наглядно отражается в элементах в стиле рококо.

Алма-Ата

Приведу некоторые наблюдения из моей поездки в Казахстан…

Гамма тёплая. Цвета плотные, концентрированные, насыщенные. Тёплый голубой, горчично-желтый, оранжево-красный, коричневый, приглушённые коричневатые оттенки. Цвета огня, земли и камня.

Формы геометричные, тяжелые, широкие, твёрдые, приземистые, приплюснутые, растянутые, плотные. Однако присутствуют элементы стремящиеся вверх – тонкие острые или вытянутые формы, напоминающие стрелы.

Текстура плотная, тяжелая, грубая, бархатная (бархат, войлок, лен).